Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Освоение программы дошкольного образования диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В этом направлении работали: Л.А. Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяр, Л.Ф. Тихомирова.
Определённая система специальных игровых заданий и упражнений, способствует развитию познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор детей дошкольного возраста, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности. Этому способствует организация работы с воспитанниками в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
В результате такого подхода к образовательному процессу решаются следующие задачи:
- воспитанники приобретают представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- у них формируется широкая начальная ориентация в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-формируются навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании, овладение математической терминологией;
- развиваются познавательные интересы и способности, логическое мышление;
- обеспечивается формирование и общее развитие ребенка: простейшие графические умения и навыки, общие приемы умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыт;
- воссоздание и преобразование;
- информационно-коммуникативные технологии.
Для этого используются различные формы организации деятельности детей:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность
в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
Для решения этой задачи эффективными являются нетрадиционные методы по математическому развитию, т.к. именно они способствуют развитию познавательного интереса. Например, один из методов - элементарные опыты.
- Измеряя длину предметов, у детей формируется умение пользоваться не только сантиметром, линейкой, но разными предметами (карандашом, тапочкой, шарфиком), ладонью, пальцем, то есть развивается интерес за счет знакомства с мерами длины древности.
- Можно предложить детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
- Измерить объём сыпучих тел с помощью нескольких мерок – стакан, чашка, столовая ложка.
Не менее важным является метод занимательных проблемных ситуаций.
- Например, можно дать задание размотать ленту. Дети одновременно начинают медленно её разматывать, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.
- Для того чтобы убедиться раскладываем их на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения, можно добиться высоких результатов в данном направлении.
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Игровая деятельность заинтересовывает детей на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке его к школе.
Условно выделяют можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.
Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат»).
Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик - Рубика »;
Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «15», «Составь картинку»;
Игры на построение фигур с использованием счётных палочек, шнуров, ниток;
Развивающие игры, упражнения: шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино» и др.;
Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:
-игры шашечного хода
-шашки, шахматы
-головоломки
-разнообразное лото
-рамки вкладыши
-игры на классификацию
-мозаики
-строительные наборы
-игры на составление узоров
-лабиринты
-игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур
-игры для ориентировки на листе бумаги
-игры на передвижение
-настольно-печатные игры
-занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки
-математические сказки.
Один из любимых методов детей - математические сказки.
• Пример. Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков? Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5.
Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционных занятий:
1. Занятия-сомнения (поиска истины) Два одинаковых пакета, в одном
кукуруза, другом – вата.
Нужно определить сначала на вид, какой пакет легче, затем взять в обе руки, а после взвесить на чашечных весах.
2.Занятия типа «Следствие ведут знатоки».
Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» (кукольных, чайных, десертных, больших)
Можно предложить детям измерить временем дела. Например, сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв, геометрических фигур. Дети с удовольствием участвуют в таких опытах-экспериментах.
Использование дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению представлений, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.
Таким образом, важной задачей образовательного процесса является освоение элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций как одно из условий познавательного развития детей дошкольного возраста, которое достигается за счет использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем обучении в школе; на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса детей дошкольного возраста – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, надо радоваться и получать удовольствие от процесса общения с ним.
Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Е. И. Солодуха
Литература.
1. Жукова О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. — М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
2. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. — 144 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»).
.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет, сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
4. Развивающие игры для дошкольников: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Мн., 2007.
раскрыть » / « свернуть